Отит среднего и внутреннего уха

Дерматит Как и у собак, отит у кошек – достаточно распространенное заболевание. Владельцы считают этот недуг почти безобидным, но это опасное заблуждение. Если вовремя не обратиться в клинику, кошка может потерять слух и даже погибнуть от менингита или другого осложнения, затронувшего ткани мозга. Чтобы не пропустить начало заболевания, важно знать признаки отита у кошек. А еще важнее понимать, какие факторы могут спровоцировать воспалительный процесс в ухе. Кошачье ушко, как и ухо человека, состоит из трех отделов – наружного, среднего и внутреннего. Чаще встречается и легче всего излечивается наружный отит, при котором поражены только видимые отделы уха. При отите среднего уха у кошки шансов на полное выздоровление меньше, но при должном уходе и лечении прогноз благоприятный (без лечения отит, скорее всего, перейдет в хроническую форму). Воспаление внутреннего уха – самый наихудший вариант, при котором велика вероятность полной потери слуха, различных поражений мозга и др. серьезных осложнений.

Причины отита

Факторов, провоцирующих воспаление, множество. Одна из наиболее частых причин отита у кошек – паразиты. Это могут быть банальные ушные клещи, блохи или подкожные клещи, прогрызающие в слоях дермы извилистые ходы. Паразиты не только повреждают кожу, но и создают среду, благоприятную для активного размножения бактерий (разлагающиеся трупы клещей, экскременты блох, слюна и т.п.). При заражении паразитами развивается наружный отит у кошек, но со временем воспаление переходит на среднее и внутреннее ухо. Аллергия также может стать причиной отита. При возникновении кожной аллергической реакции (на пищу, внешний раздражитель или паразитов – глисты, простейшие) развивается зуд, кошка чешет уши, кожа раздражена – отличная среда для бактерий. При этом бактериальный отит у кошек может быть и самостоятельным явлением, если иммунитет любимицы неустойчив к стафилококку, стрептококку, синегнойной палочке и т.д. Помимо бактерий, разрушительное действие на клетки кожи оказывают грибки. При различных микозах грибковый отит у кошек может быть как осложнением (например, трихофитии), так и самостоятельным явлением на фоне высокой чувствительности и низкой сопротивляемости. Если установлен низкий иммунный статус, помимо специфического лечения применяют иммуномодуляторы и стимуляторы, без которых выздоровление затягивается на месяцы. При глубоком поражении бактериями или грибками у кошек часто развивается гнойный отит, а воспаление локализуется в среднем ухе. Травмы – еще одна очевидная причина отита. У кошек, имеющих привычку лазить по деревьям и драться с соплеменниками, уши повреждаются довольно часто: царапины, рваные раны, инородные предметы (веточки, колючки и т.п.). Как правило, в таких случаях болезнь начинается с местного воспаления, постепенно затрагивающего все отделы уха. Поэтому важно регулярно осматривать любимицу, заглядывая ей в ушки. Особенно, если кошка выходит на улицу. Иногда отит уха у кошек – целиком вина владельцев. Уши некоторых кошек постоянно грязные от серы – это не болезнь, а индивидуальная особенность. Ушки приходится чистить, и делать это нужно регулярно. Если сера забьет ушной канал, со временем обязательно начнется местное воспаление, которое привет к отиту. Некоторые владельцы проявляют излишнее рвение, натирая ушки до блеска – кошка лишается естественной защиты, сера больше не покрывает кожу тонким слоем, бактерии и грибки размножаются на благоприятной среде. Кроме того, ушной отит у кошек развивается, если неправильно убирать серу, проталкивая ее внутрь ушка ватной палочкой: серные пробки – местное воспаление – хронический отит.

Симптомы отита

Если владелец внимательно относится к домашнему любимцу, заметить признаки отита у кошек довольно просто. На ранней стадии кожа выглядит раздраженной и покрасневшей, любимица трет больное ухо (или уши при двухстороннем отите) лапкой, держит ушко сложенным, прижатым к голове. Спустя некоторое время ухо начинает болеть. Если боль острая, «стреляющая», кошка внезапно вскакивает, резко вскрикивает, испуганно озирается. Если боль ноющая, кошка не дает притронуться к ушку, избегает поглаживаний по голове, прижимается больным ухом к подстилке.
Без лечения отит у кошек провоцирует:
  • А коже заметны расчесы, бороздки, пупырышки, язвочки;
  • Кошка постоянно, до крови расчесывает ухо, трясет головой, не поворачивает больное ушко на шорох;
  • При поражении лицевого нерва может отвиснуть веко, губа или ушко, что говорит о частичном параличе;
  • Если развивается гнойный отит, у кошек течет из уха, что-то хлюпает и булькает внутри, особенно при прикосновении. От кошки, особенно из уха, исходит навязчивый неприятный запах;
  • В тяжелых случаях температура поднимается на 1-2 градуса от нормы, любимица теряет аппетит, не желает играть и общаться. Многие кошки становятся раздражительными, постоянно кричат и мяукают.

В некоторых случаях отит уха у кошек развивается очень медленно и практически без признаков недомогания: чуть покрасневшая кожа, любимица иногда почесывает ухо, иногда трясет головой, но в целом все нормально. Однако к ветеринару необходимо обратиться незамедлительно, так как с каждым днем повышается вероятность прободения барабанной перепонки, что приведет к снижению или потере слуха. Не рассчитывайте на крепкое здоровье питомца – обратитесь за помощью к специалисту.

По вопросам диагностики, лечения и профилактики необходимо обращаться к ветеринарному специалисту!